Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Дошкольное Отделение №14 работает над следующей методической темой: «Освоение информационно-коммуникативных технологий для обеспечения необходимых условий работы по приобщению детей к народной культуре»
- Одна из целей работы по этому направлению «Интеллектуально-личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей через приобщение к русской народной культуре»
В своей работе мы решаем следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, игровой, трудовой, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в проектной деятельности.
Система работы по патриотическому воспитанию детей построена следующим образом:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомство с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
Поэтапная работа по патриотическому воспитанию реализуется следующим образом:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
4. Работа с социумом.
Методическое сопровождение.
В ДО №14 создана следующая предметно – развивающая среда патриотической направленности:
- в холле оборудовали стенды: «Моя страна», «Моя Республика», «Мой город», фоторепортаж «Мой детский сад»; семейный вернисаж.
- в группах: педагоги подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Геральдика» и др.;
- изготовили альбомы и папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Он наш земляк, он наша слава», «Ордена и медали», «Служу России», «Военная техника», «Золотая хохлома», «Городецкие игрушки», «Деревянные изделия из палеха», репродукции картин художников КБР», фотоальбомы «Мой край Кабардино-Балкария».
- оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Строители»,«Армия», «На флоте» и др.;
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др..
Работа с кадрами.
Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного отделения по данной проблеме. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
В содержание работы с кадрами входят следующие направления работы:
Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики.
Проведение семинаров-практикумов «Народная культура в детском саду», «Как воспитать патриотов», «Читаем, беседуем, познаём»; педсоветов «Организация проектного метода, как варианта познавательной деятельности дошкольников», «Значение нравственно-патриотического воспитания в современных условиях» в форме КВН, «Совершенствование речи и воспитание чувств дошкольников в процессе знакомства с художественной литературой» в форме педагогической гостиной «Золотые россыпи». Проведены следующие консультации «Формирование положительного образа родного дома», «Знакомство дошкольников с истоками русской, народной культуры», «Формы и методы этнокультурной осведомлённости детей дошкольного возраста», «Организация экскурсий для детей дошкольного возраста», «Воспитание у детей гуманно-деятельного отношения к природе».
Проводился смотр уголков по патриотическому воспитанию.
Организация работы по разработке перспективного и тематического планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.
В помощь молодым специалистам для дальнейшего использования в работе с детьми, старшим воспитателей Каратеевой Н.П. разработан проект для детей старшего возраста «Родничок», с целью воспитания патриотических чувств, через ознакомление с историей и природой России. Данный проект был представлен на Всероссийский конкурс «Рассударики» в номинации «Педагогические проекты», где и был отмечен дипломом победителя за 3 призовое место. Также Каратеевой Н.П. был разработан для начинающих педагогов краткосрочный проект «Все работы хороши, выбирай на вкус», с целью реализации тематического планированияв рамках реализуемой основной общеобразовательной программы Дошкольного Отделения №14,который был заявлен на общероссийский конкурс «Педагогическое мастерство» в номинации социальные проекты за что и былотмечен дипломом ( 2 степени) ООО «Магистр» г.Кемерово.
Работа с детьми
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
С целью приобщения детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с различными жанрами художественной литературы воспитатель Кубеткина Т.С. в 2013-2014 учебном году, активно вела работу по реализации проекта «Сядь со мной на крылечко, слушай сказочку» с детьми подготовительной к школе группе. В 2014-2015 учебном году воспитатель уже второй младшей группы «Ивушка» Кубеткина Т.С. реализует с малышами проект «Волшебный сундучок», где через различные формы взаимодействия с детьми и их родителями ведёт работу по приобщению детей к русской культуре и знакомству с различными фольклорными жанрами.
Параллельно её напарница педагог Бабецкая В.И. реализовывала проект «Дружат дети всей земли», где дети подготовительной к школе группы знакомились с играми народов мира, выходом данного проекта стало спортивное развлечение «Кругосветное путешествие» представленное на общем родительском собрании.
Воспитатель Раздольская М.В., работает над индивидуальной методической темой «Развитие речи детей дошкольного возраста, через ознакомление с природой», педагогу умело удается заинтересовать детей жизнью животного и растительного мира, данная работа реализуется через проект «Окно в мир природы», направленный на развитие у детей гуманно-ценностного отношения к природе. Свою работу педагог представляла на конкурс «Воспитатель – 2013» .
Тихомирова Н.Г., в преддверии «Дня матери» смогла вызвать интерес к близким для малышей людям – их мамам, в результате чего ею был разработан проект «Мамы разные нужны», целью которого является уточнение и расширение знаний о профессиях мамы, осознанное понимание значимости матерей в жизни ребёнка, семьи, общества. С данным проектом Наталья Г. участвовала во всероссийском конкурсе для детей и педагогов «Рассударики» и награждена дипломом лауреата в номинации «Педагогические проекты».
В 2015-2016 учебном году общесадовский проект «Нет Земли на свете краше, чем Россия родина наша» разработанный старшим воспитателем Плешковой Н.С. и воспитателем Каратеевой Н.П. был представлен на международный конкурс «Патриотическое воспитание как основа духовно-нравственного единства общества» на информационно-образовательном ресурсе «Шаг вперёд», где за победу был отмечен дипломом I степени. При участии музыкального руководителя Храмушиной С.В. в рамках данного проекта был разработан сценарий развлечения «Прохладненская осень», который также был отмечен I местом во всероссийском творческом конкурсе для детей и педагогов «Созвездие талантов» в номинации «Нравственно-патриотическое воспитание».
В канун 70-летия Победы Плешковой Н.С. старшим воспитателем и воспитателем Каратеевой Н.П. разработан фронтальный проект«День Победы, как он был от нас далёк», с целью ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны. Данный проект размещён в сетевом издании СМИ Педразвитие.RU. на всероссийском конкурсе «Салют, Победа».
Связь воспитателя со специалистами:
Частью данного проекта являлся проект «Мы помним этот день» посвящённый 70-летию со Дня Победы разработанный музыкальным руководителем Храмушиной С.В. с детьми подготовительных к школе групп.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:
народные и фольклорные праздники – Новый год, Масленица, Благовещение;
государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
Бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением, а также различными интересными сюрпризами.
Проблема нравственно – патриотического воспитания - приоритетная задача организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – дошкольному учреждению и семье.
Работа с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в праздниках, проектах, конкурсах). В 2014-2015 учебном году в рамках общесадовского проекта «День Победы – как он был от нас далёк» - был проведён конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава», где старшие дошкольники стали участниками, а родители младшей группы стали членами жюри. Такая форма работы привлекла внимание к патриотическому воспитанию и развитию выразительности речи, а также активному вовлечению родителей к подготовке и участию в конкурсе, к сбору материала для презентации «Участники войны» и выставки «Этих дней не смолкнет слава». Совместно с родителями были организованны спортивные развлечения «Наша дружная семья». Родители принимают самое активное участие в мероприятиях детского сада:вернисаже рисунков, изготовлении поделок, акции «Ёлочка - зелёная иголочка» на лучшую елочную игрушку.
Работа с социумом
Наши педагоги осуществляют тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования со станции юных натуралистов (посещение СЮН, проведение НОД с детьми старших и подготовительных к школе групп педагогами СЮН);
- Музеем. Кроме организации с детьми экскурсий в краеведческий музей, сотрудниками музея было проведена консультация с педагогами «Их именами названы улицы нашего города».
- Школой искусств, посещая концерты и музыкальные представления.
- Галереей, где дети знакомятся с работами местных художников.
Мы не ждём от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, его географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.
|